Теория разбитых окон в работе команды
Теория разбитых окон сформирована социологом Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент». Её суть заключается в том, что терпимость к мелким нарушениям провоцирует на более крупные нарушения как «разбитые окна» провоцируют на совершение более серьёзных преступлений. Допущение мелких нарушений сообщает остальным участникам, что таким образом устроена среда, в которой они находятся. Учитывая то, что человек находится в постоянном балансировании между своей хорошей и плохой сущностью, подобная обстановка однозначно склоняет на сторону «зла».
Что бы ответить на вопрос — работает ли данная теория в реале или это очередная придумка научного мира далёкая от практики, предлагаю ответить на несколько вопросов. Представьте ухоженный скверик с чистой подметённой дорожкой, покрашенными лавочками и фонарями. Если у вас случайно упадёт фантик от конфеты в этом скверике, то какая будет ваша реакция? Могу описать свою — мне будет неуютно от того, что я испортил живописность места, наплевал на чужой труд… Поэтому я тут же подниму фантик. Это будет естественная реакция, поэтому, наверняка, вы поступите так же.
А теперь представьте этот же скверик, но на дорожке валяются окурки, на бордюрах стоят банки и бутылки от выпитых напитков, валяется мусор, лавочки обшарпанные. Если в этом скверике у вас упадёт фантик, то какая реакция у вас будет? Фантик гармонично впишется в местный «пейзаж», к тому же он уже замарался этим местом, соответственно, его поднятие вызовет неприятную ассоциацию. А если в дальнейшем вам потребуется выкинуть пакет с мусором, то почему бы не сюда? Да и «справить нужду» тут тоже будет не зазорно — место вполне подходящее. Хотя сделать то же самое в чистом скверике даже мысли не возникнет, ведь так?
Как видите из примера, теория разбитых окон (ещё её называют теорией нулевой терпимости) вполне имеет право на существование. Где она может проявить себя в работе команды?
Примеры разбитых окон в работе команды
Теория может проявить себя в любом из направлений развития команды (по терминологии Ицхака Адизеса):
- Интеллект (получение знаний): члены команды перестают развиваться интеллектуально -> снижается эффективность работы -> происходит деградация.
- Интеграция (командное взаимодействие): сначала один из участников приходит на совещание с телефоном и периодически отвлекается, очень скоро он все совещание начинает сидеть в телефоне или слушать музыку в наушниках, а через некоторое время вообще перестаёт приходить на совещания.
- Предпринимательство (командный дух): команда начинает увиливать от сложных заданий -> происходит саботаж любого развития -> нет развития, то есть происходит застой («болото»).
- Администрирование (организация рабочих процессов): перестают проводиться ретроспективы -> рабочие процессы не обсуждаются, не обновляются -> переход на авторитарное управление, со своими последствиями.
Уверен, что можно найти множество других примеров, где данная теория проявляет себя. Приводите свои примеры в комментарии к статье, обсудим.
Таким образом, про «Теорию разбитых окон» необходимо помнить. В случае проявления её «первых звоночков» на пути снижения эффективности, необходимо жёстко их пресекать, поскольку если этого не сделать, то другие участники непременно последуют дурному примеру. А если вы уже лидер одной из запущенных команд, то начинать изменения необходимо именно с «разбитых окон».